Наказание детей.
Согласно Ведам, наказание, как один из методов воспитания, можно разделить на три формы, в зависимости от гун материальной природы: это наказание в невежестве, наказание в страсти и наказание в благости.
Наказание в невежестве – это наказание, которое делается из ненависти, без учета правил и предписания и без всяких мыслей о последствиях. Также наказанием в невежестве является наказание, которое, по сути, никак не связано с самим проступком или сильно неадекватно, что очевидно для окружающих и для наказуемого, но не очевидно для того человека, который действует под давлением эмоций. И в Ведах говорится что, следствиями гнева является определенная иллюзия и непонимание своей роли в жизни человека, на которого мы обращаем свой гнев под видом наказания. Это могут быть любые грубости в форме критики, унижения ребенка, побои, оплеухи и подзатыльники. От таких форм наказания страдают в равной степени оба пола. На психическое восстановление от результатов такого обращения девочке понадобятся долгие годы серьезной терапии и общения с очень сильными эмоционально и духовными людьми для обретения естественного уровня самооценки и чувства собственного достоинства. Без этих качеств, как говорится, в Ведах, женщина не может стать счастливой в этой жизни. Если же насилие в семье терпит мальчик, то мы создаем себе очень несветлое будущее, т.к.мужская психика устроена таким образом, что если насилие совершенно над мужчиной, то в будущем он совершит насилие над окружающими, независимо от того, заслуживают они этого или нет. С этой точки зрения понятно, почему большинство мест заключения занято мужчинами и почему клиенты астрологов, психологов и психотерапевтов на 80% составляют женщины.
Второй вид наказания – наказание в страсти. Такой вид наказания может применятся из-за раздражения, когда поведение ребенка становится последней каплей. Т.е. опять-таки из-за того, что накоплен определенный фон негативных эмоций, Наказание по законам государства, по законам морали также относится к этой категории – категории страсти.
И третий вид наказания – это наказание в благости. Это наказание в соответствии с писаниями или в соответствием с мнением мудрецов, великих святых, с мнением духовного наставника. Самый важный атрибут в наказании в благости – это беспристрастность наказывающего.
Наказание в благости требует в первую очередь того, чтобы родители или человек, который несет ответственность за своих подчиненных детей (воспитатель, учитель) прежде всего сам должен находиться в благости. Благость означает – в знании. Человек должен в первую очередь знать все тонкости психики человека и его сознания. А также все тонкости и особенности природы каждого из людей, за которых он отвечает. Известный индийский мудрец Ченаки Пандит, к трудам которого обращались многие поколения разумных людей, ищущих смысл жизни, говорил так: «До пяти лет ребенок царь», то есть ребенка балуют, используется санскритское слово «лалает», «лалает» - это значит баловать. Дальше, пишет он, в течение десяти лет, ребенка нужно наказывать. И по прошествии этих лет, то есть к 14-15 годам, единственный правильный способ общения с ребенком это дружба. Но есть один момент: наказание, о котором говорил мудрец, не должно быть таким, как мы его понимаем.
Физическое наказание, уместно ли оно?
Уместно ли физическое наказание для детей? На этот счет существует одна история. Один из великих святых нашего времени Шри Шрим, проповедующий ведическое знание на западе, однажды услышал от своих учеников о том, что один учитель в школе ударил по лицу ученика. Великий мудрец сказал, что этого учителя нужно повесить. И хотя он не имел в прямом смысле такого рода наказание, он выразил в довольно сильной и прямой эмоциональной форме отношение ведического знания к физическому наказанию детей.
В вопросах воспитания детей серьезным риском для родителей может неправильное отношение к воспитанию детей. Вместо того, чтобы стать покровителем для ребенка, или защитником, помочь ему развиться и реализовать свои цели в этой жизни, согласно своему вкусу счастья, родители могут стать одним из трех видом проблем или страданий, с которым сталкивается человек в этой жизни.
Если родители очень строги в своем воспитании, применяют наказание в настроении невежества или страсти, то в этом случае, они попадают в категорию не покровителей и опекающих, а попадают в категорию, которая на санскрите называется адхибхаутика-клеша, то есть страдания, причиняемыми другими живыми существами. Если же родители не принимают никаких мер в отношении ребенка, т.е. дети у них растут как трава, или, как еще говорят, «на автопилоте», это воспитание в невежестве. В этом случае родители провоцирует ребенка на другой вид страдания – страдания, причиняемые собственным телом и умом. Очень наглядно описано это в произведении Достоевского «Подросток». В нем юноша пишет, что иногда в его уме, его природе проявляется как будто бы черти, как будто темные силы заставляют его сделать какой-то отвратительный поступок, например, снять со стены икону и разбить ее об пол. На самом деле каждый ребенок переживает такой опыт, когда какие-то силы в нем, которыми он не то что мог бы и управлять, а даже не может правильно охарактеризовать, диктуют ему такой образ поведения. При этом ребенок понимает, что то, что он делает вряд ли приведет к хорошим последствиям и улучшит его отношения с родителями, но при этом он не имеет силы сопротивляться этому. Поэтому роль родителей состоит в том, чтобы с одной стороны защитить ребенка не только от других, но и от самого себя. Защитить от грубых проявление и от тонких. Грубыми нападками обычно славятся мужчины. Мастерами тонкого, или психического, на основе подавления нереализованных эмоций и гнева в том числе, здесь, к большому сожалению, являются матери. Поэтому вопрос наказания стоит рассматривать в первую очередь с точки зрения гигиены эмоций. В конечном итоге, Веды говорят о том, что негативные эмоции, как таковые, являются с одной стороны естественной частью в нашей жизни, но их присутствие тем более заметно и тем более тягостно или влияние, чем менее правильные цели ставят люди, живущие в социуме или семье.
По материалам лекции Руслана Нарушевича.
Согласно Ведам, наказание, как один из методов воспитания, можно разделить на три формы, в зависимости от гун материальной природы: это наказание в невежестве, наказание в страсти и наказание в благости.

Наказание в невежестве – это наказание, которое делается из ненависти, без учета правил и предписания и без всяких мыслей о последствиях. Также наказанием в невежестве является наказание, которое, по сути, никак не связано с самим проступком или сильно неадекватно, что очевидно для окружающих и для наказуемого, но не очевидно для того человека, который действует под давлением эмоций. И в Ведах говорится что, следствиями гнева является определенная иллюзия и непонимание своей роли в жизни человека, на которого мы обращаем свой гнев под видом наказания. Это могут быть любые грубости в форме критики, унижения ребенка, побои, оплеухи и подзатыльники. От таких форм наказания страдают в равной степени оба пола. На психическое восстановление от результатов такого обращения девочке понадобятся долгие годы серьезной терапии и общения с очень сильными эмоционально и духовными людьми для обретения естественного уровня самооценки и чувства собственного достоинства. Без этих качеств, как говорится, в Ведах, женщина не может стать счастливой в этой жизни. Если же насилие в семье терпит мальчик, то мы создаем себе очень несветлое будущее, т.к.мужская психика устроена таким образом, что если насилие совершенно над мужчиной, то в будущем он совершит насилие над окружающими, независимо от того, заслуживают они этого или нет. С этой точки зрения понятно, почему большинство мест заключения занято мужчинами и почему клиенты астрологов, психологов и психотерапевтов на 80% составляют женщины.
Второй вид наказания – наказание в страсти. Такой вид наказания может применятся из-за раздражения, когда поведение ребенка становится последней каплей. Т.е. опять-таки из-за того, что накоплен определенный фон негативных эмоций, Наказание по законам государства, по законам морали также относится к этой категории – категории страсти.
И третий вид наказания – это наказание в благости. Это наказание в соответствии с писаниями или в соответствием с мнением мудрецов, великих святых, с мнением духовного наставника. Самый важный атрибут в наказании в благости – это беспристрастность наказывающего.
Наказание в благости требует в первую очередь того, чтобы родители или человек, который несет ответственность за своих подчиненных детей (воспитатель, учитель) прежде всего сам должен находиться в благости. Благость означает – в знании. Человек должен в первую очередь знать все тонкости психики человека и его сознания. А также все тонкости и особенности природы каждого из людей, за которых он отвечает. Известный индийский мудрец Ченаки Пандит, к трудам которого обращались многие поколения разумных людей, ищущих смысл жизни, говорил так: «До пяти лет ребенок царь», то есть ребенка балуют, используется санскритское слово «лалает», «лалает» - это значит баловать. Дальше, пишет он, в течение десяти лет, ребенка нужно наказывать. И по прошествии этих лет, то есть к 14-15 годам, единственный правильный способ общения с ребенком это дружба. Но есть один момент: наказание, о котором говорил мудрец, не должно быть таким, как мы его понимаем.
Физическое наказание, уместно ли оно?
Уместно ли физическое наказание для детей? На этот счет существует одна история. Один из великих святых нашего времени Шри Шрим, проповедующий ведическое знание на западе, однажды услышал от своих учеников о том, что один учитель в школе ударил по лицу ученика. Великий мудрец сказал, что этого учителя нужно повесить. И хотя он не имел в прямом смысле такого рода наказание, он выразил в довольно сильной и прямой эмоциональной форме отношение ведического знания к физическому наказанию детей.
В вопросах воспитания детей серьезным риском для родителей может неправильное отношение к воспитанию детей. Вместо того, чтобы стать покровителем для ребенка, или защитником, помочь ему развиться и реализовать свои цели в этой жизни, согласно своему вкусу счастья, родители могут стать одним из трех видом проблем или страданий, с которым сталкивается человек в этой жизни.
Если родители очень строги в своем воспитании, применяют наказание в настроении невежества или страсти, то в этом случае, они попадают в категорию не покровителей и опекающих, а попадают в категорию, которая на санскрите называется адхибхаутика-клеша, то есть страдания, причиняемыми другими живыми существами. Если же родители не принимают никаких мер в отношении ребенка, т.е. дети у них растут как трава, или, как еще говорят, «на автопилоте», это воспитание в невежестве. В этом случае родители провоцирует ребенка на другой вид страдания – страдания, причиняемые собственным телом и умом. Очень наглядно описано это в произведении Достоевского «Подросток». В нем юноша пишет, что иногда в его уме, его природе проявляется как будто бы черти, как будто темные силы заставляют его сделать какой-то отвратительный поступок, например, снять со стены икону и разбить ее об пол. На самом деле каждый ребенок переживает такой опыт, когда какие-то силы в нем, которыми он не то что мог бы и управлять, а даже не может правильно охарактеризовать, диктуют ему такой образ поведения. При этом ребенок понимает, что то, что он делает вряд ли приведет к хорошим последствиям и улучшит его отношения с родителями, но при этом он не имеет силы сопротивляться этому. Поэтому роль родителей состоит в том, чтобы с одной стороны защитить ребенка не только от других, но и от самого себя. Защитить от грубых проявление и от тонких. Грубыми нападками обычно славятся мужчины. Мастерами тонкого, или психического, на основе подавления нереализованных эмоций и гнева в том числе, здесь, к большому сожалению, являются матери. Поэтому вопрос наказания стоит рассматривать в первую очередь с точки зрения гигиены эмоций. В конечном итоге, Веды говорят о том, что негативные эмоции, как таковые, являются с одной стороны естественной частью в нашей жизни, но их присутствие тем более заметно и тем более тягостно или влияние, чем менее правильные цели ставят люди, живущие в социуме или семье.
По материалам лекции Руслана Нарушевича.
Комментарии
Отправить комментарий