Поощрения.
Их существует два типа, и они зависят от общего настроя в семье. И если не меняется общий настрой в семье, то невозможно изменить тип поощрений, даже если мы его пытаемся изменить.
Первый тип: поощрение, которое увеличивает эгоизм. Например, такие отношения: если ты будешь делать так, то получишь это. Такие отношения бывают в семье, философия которой основана на знании, как что-то вытянуть из общества. Если семья живёт для того, чтобы иметь больше себе, то этот первый тип поощрения так или иначе, неминуемо будет культивироваться. Семья живет для себя, ребенок тоже будет эгоистом, т.е. он получит разум в невежестве. Родители, допустим, знают, что так нельзя поступать с ребёнком, и советуют ему посвятить жизнь обществу или Богу. Но, абсолютно точно, что ребёнок в эгоистичной семье своим родителям сам начнёт навязывать другие отношения, что если вы мне что-то дадите, то я это сделаю.Счастье - это значит жить не для себя. Когда люди живут не для себя, стараются жить для Бога и общества, то пропадает потребность искать это счастье где-то.
 



Оно приходит само, без каких-то усилий с Вашей стороны. Намного легче жить для других, потому что в помощи нуждаются все. Чем пытаться вырвать какое-то счастье у других. Надо развить в себе способность служить. Поэтому очень важно культивировать поклонение Богу.
Если мы начинаем покупать ребёнку много новых ненужных вещей, то это не всегда правильное поощрение. Ребёнок что-то захотел, Вы покупаете, потом он говорит: «Хочу то». Вы вновь покупаете. Таким образом, Вы культивируете в нём эгоизм. Сам по себе мотив хороший. Вы хотите сделать ребёнку приятное, и покупаете ему красивую, хорошую вещь. Но это, 100%, подобно тому, как поить молоком змею. Когда змею кормят молоком, то у неё яд становится сильнее, хотя ты поишь её очень полезным продуктом. Но когда такая откормленная змея ужалит, то уж точно не выживешь.
Как же мы должны поощрять ребёнка? Поощряя, надо увеличивать в ребёнке желание служить. Покупать ему что-то надо, в этом есть необходимость. Вопрос только что мы будем покупать, и как это будет выглядеть. Например, ребёнок говорит: «Хочу пистолет!» Нет проблем. Вы его спрашиваете: «Ты будешь защищать свою семью, Родину, беззащитных женщин и детей? Будешь защищать с помощью этого оружия?» Он говорит: «Буду!» Вы покупаете пистолет, и затем с ним можно играть в войну, в защиту Родины, защиту слабых и т.д. Т.е. Вы культивируете в нём хорошие принципы, желание защитить и победить несправедливость. В этом случае можно купить пистолет. Или он захотел машину. Вы покупаете ему игрушечную машину для того, чтобы строить дом для бездомных детей и т.д. И когда он начинает просто катать машину, Вы его спрашиваете: «А чем ты занимаешься?», он говорит: «Просто езжу». А Вы начинаете подыгрывать: «Зачем ты просто катаешься?! Вон там недостроенный дом для бездомных детей, там детишки голодают! Давай быстрей доделаем!» Так в ребенке культивируется сострадание и чувство ответственности. Он продолжает катать машину, но теперь у него есть цель. Т.е. все покупки должны делаться с целью воспитания каких-то качеств у ребёнка. Это первый принцип поощрения.
Второй принцип: вещи не должны быть лучше, чем у остальных детей. Если ребёнок играет в кругу детей и у него игрушки лучше, чем у остальных, значит, Вы кормите змею молоком. Некоторые считают это необходимостью, чтобы ребёнок выглядел лучше других. Но надо, наоборот, воспитывать в ребёнке скромность, способность жить, не имея больших средств и большого блеска. Это золотое качество и даёт человеку большое счастье в жизни. А желание иметь больше, чем у других, приносит страдание. Если кто-то привык скромно жить, у него не возникает больших проблем, в чём пойти и куда. Он знает, что главное одеваться просто, хорошо и опрятно.
В воспитании необходимо ещё знать и учитывать закон силы тонкого воздействия. Первое: мы всегда считаем, что важно то, что мы говорим. Но еще более важно то, в каком сознании мы это говорим. Если мы говорим с любовью, будет воспринято, если мы говорим с ненавистью, будет отвергнуто.
Торсунов О.Г.
 

Комментарии