Как дети проявляют то, что мы подавляем в себе.
С этой точки зрения нетрудно объяснить такой парадоксальное поведение детей, когда мама приводит ребенка в гости, или когда она оказывается в большом универмаге, в игрушечном магазине или в транспорте, или в другой ситуации, где справится с ребенком гораздо труднее, чем дома. И многие матери недоумевают, почему именно в этих условиях ребенок начинает вести себя неожиданно неадекватно или становится особенно неуправляемым.
То есть те эмоции, которые подавлены нами, эмоции напряжения, в связи с тем, что мама чувствует свою беспомощность в том, чтобы совладать с ребенком, в этих условиях она не может его отвлечь или не имеет возможности удовлетворить его желание, которое он объявляет ей. Или когда она просто получила редкую возможность пообщаться с близкими или друзьями и успех её общения зависит от того, насколько хорошо себя будет вести ребенок. Само напряжение, которое возникает еще в преддверие этого события, создает такую психическую взрывную волну, с которой природа ребенка, его психика, просто не способна справится. И отчасти как бы следуя инстинкту самосохранения психического, отчасти из неосознанного сострадания к матери, ребенок ведет, таким образом, себя, чтобы избавить её от этого внутреннего напряжения, ведет себя так, чтобы спровоцировать мать на внешнее спихивание этого эмоционального напряжения – страха или гнева в психику ребенка, условно говоря. А чтобы она проявила его в полной мере открыто.
И многие матери делают не совсем правильные логические выводы. Они говорят, что отлупишь хорошенько, и все, потом шелковый ребенок, то есть мать делает вывод, что проблема началась с ребенка, и насилие оно помогло ему избавится от этой проблемы. На самом деле от проблемы избавилась мама, которая испытывала напряжение, внутреннее напряжение и гнев, который старалась изо всех сил сдерживать, и когда она его проявилась внешне, физически и может быть эмоционально, словесно, она чувствует большое облегчение, и, чувствуя это облегчение, ребенок тут же успокаивается. Дело в том, что в семье существует определенная цепочка, определенная система эмоциональной вентиляции. Ребенок естественно переживает свои негативные эмоции, сталкиваясь с какими-то препятствиями в общении, если два ребенка в семье хотят играть с одной и той же игрушкой. Один ребенок непременно будет испытывать гнев либо в том, что у неё отняли эту игрушку, либо в том, что младшего защищают и дают ему возможность, чтобы играть с тем, с чем он хочет.
Существует маленький секрет, этот секрет больше касается нас, нежели детей, это уже большая тайна больших детей. Он состоит в том, что ничто в поведении ребенка так нас не раздражает, и это, в общем-то, закономерно, это логично, как те эмоции, которые мы сами в него загружаем. То есть те эмоции, которые мама старается избегать изо всех сил, старается себя вести прилично, не проявляя никаких экстремальных эмоций, гнева, или большого напряжения, или большой скорби, ребенок начинает проявлять эти эмоции, потому что для него этот принцип, принцип подавления, нереален, он смертелен, он может грозить разрушением психики. Поэтому ребенок естественно проявляет свои нужды освободится от нахлынувшей волны непонятных ему эмоций, капризами или страхом или гневом, который он обращает против других детей. Но самое парадоксальное, что именно эти эмоции, проявленные ребенком, те самые, наши же эмоции, просто как бы телепортированные, переданные ему, делегированные ребенку, они у нас вызывают самое большое неприятие и самый большой гнев.
Поэтому, говоря о системе эмоциональной вентиляции: мать забирает те негативные эмоции ребенка, который он проявляет сам. Она также испытывает свои негативные эмоции, это естественно, но при этом и впитывает эмоции ребенка. Она должна иметь возможность направить куда-то дальше, и в этом смысле этикет, форма, стиль общения между родителями, между отцом и матерью, между мужем и женой является определяющим. Если мужчина способен дать женщине эмоциональную поддержку, она будет избавлена от необходимости срываться на ребенке. Потому что есть еще более страшная форма, контрабандная форма, сгружать свои негативные эмоции на ребенка, не проявляя их открыто. Причем в этом смысле процесс проходит завуалированный, в скрытой форме, замаскированный. И мы сталкиваемся уже только с результатом, что ребенок не слушается, что ребенок отбился от рук, что ребенок не умеет себя вести в гостях.
Точно также, в сфере психики очень трудно, точнее очень опасно проводить такие аналогии, потому что человек может прийти к неправильным заключениям и, в результате, к разрушительным для психики ребенка действиям.
Р.А.Нарушевич
С этой точки зрения нетрудно объяснить такой парадоксальное поведение детей, когда мама приводит ребенка в гости, или когда она оказывается в большом универмаге, в игрушечном магазине или в транспорте, или в другой ситуации, где справится с ребенком гораздо труднее, чем дома. И многие матери недоумевают, почему именно в этих условиях ребенок начинает вести себя неожиданно неадекватно или становится особенно неуправляемым.
То есть те эмоции, которые подавлены нами, эмоции напряжения, в связи с тем, что мама чувствует свою беспомощность в том, чтобы совладать с ребенком, в этих условиях она не может его отвлечь или не имеет возможности удовлетворить его желание, которое он объявляет ей. Или когда она просто получила редкую возможность пообщаться с близкими или друзьями и успех её общения зависит от того, насколько хорошо себя будет вести ребенок. Само напряжение, которое возникает еще в преддверие этого события, создает такую психическую взрывную волну, с которой природа ребенка, его психика, просто не способна справится. И отчасти как бы следуя инстинкту самосохранения психического, отчасти из неосознанного сострадания к матери, ребенок ведет, таким образом, себя, чтобы избавить её от этого внутреннего напряжения, ведет себя так, чтобы спровоцировать мать на внешнее спихивание этого эмоционального напряжения – страха или гнева в психику ребенка, условно говоря. А чтобы она проявила его в полной мере открыто.
И многие матери делают не совсем правильные логические выводы. Они говорят, что отлупишь хорошенько, и все, потом шелковый ребенок, то есть мать делает вывод, что проблема началась с ребенка, и насилие оно помогло ему избавится от этой проблемы. На самом деле от проблемы избавилась мама, которая испытывала напряжение, внутреннее напряжение и гнев, который старалась изо всех сил сдерживать, и когда она его проявилась внешне, физически и может быть эмоционально, словесно, она чувствует большое облегчение, и, чувствуя это облегчение, ребенок тут же успокаивается. Дело в том, что в семье существует определенная цепочка, определенная система эмоциональной вентиляции. Ребенок естественно переживает свои негативные эмоции, сталкиваясь с какими-то препятствиями в общении, если два ребенка в семье хотят играть с одной и той же игрушкой. Один ребенок непременно будет испытывать гнев либо в том, что у неё отняли эту игрушку, либо в том, что младшего защищают и дают ему возможность, чтобы играть с тем, с чем он хочет.
Существует маленький секрет, этот секрет больше касается нас, нежели детей, это уже большая тайна больших детей. Он состоит в том, что ничто в поведении ребенка так нас не раздражает, и это, в общем-то, закономерно, это логично, как те эмоции, которые мы сами в него загружаем. То есть те эмоции, которые мама старается избегать изо всех сил, старается себя вести прилично, не проявляя никаких экстремальных эмоций, гнева, или большого напряжения, или большой скорби, ребенок начинает проявлять эти эмоции, потому что для него этот принцип, принцип подавления, нереален, он смертелен, он может грозить разрушением психики. Поэтому ребенок естественно проявляет свои нужды освободится от нахлынувшей волны непонятных ему эмоций, капризами или страхом или гневом, который он обращает против других детей. Но самое парадоксальное, что именно эти эмоции, проявленные ребенком, те самые, наши же эмоции, просто как бы телепортированные, переданные ему, делегированные ребенку, они у нас вызывают самое большое неприятие и самый большой гнев.
Поэтому, говоря о системе эмоциональной вентиляции: мать забирает те негативные эмоции ребенка, который он проявляет сам. Она также испытывает свои негативные эмоции, это естественно, но при этом и впитывает эмоции ребенка. Она должна иметь возможность направить куда-то дальше, и в этом смысле этикет, форма, стиль общения между родителями, между отцом и матерью, между мужем и женой является определяющим. Если мужчина способен дать женщине эмоциональную поддержку, она будет избавлена от необходимости срываться на ребенке. Потому что есть еще более страшная форма, контрабандная форма, сгружать свои негативные эмоции на ребенка, не проявляя их открыто. Причем в этом смысле процесс проходит завуалированный, в скрытой форме, замаскированный. И мы сталкиваемся уже только с результатом, что ребенок не слушается, что ребенок отбился от рук, что ребенок не умеет себя вести в гостях.
Еще
одной особенностью ребенка, его психики является то, что ребенок не
умеет строить какие-то логические цепи или абстрагироваться от текущей
ситуации. Восприятие ребенка ситуации отличается сильно от нашего.
Другими словами, если что-то происходит плохое, то это плохое будет
происходить всегда.Для того, чтобы понять временность явлений,
необходимо ввести такую категорию, как время, которое в общем-то
относится к абстрактным. То есть – если «сейчас меня ругают», если
«сейчас я чувствую, что меня не любят, что я плохой», то мне нужен
определенные ресурсы, которые бы позволили мне отстранится от этой
ситуации, объяснив себе, на уровне разума, силой разума, что то, что
происходит сейчас, не имеет прямого отношения ко мне, это может быть
просто плохое настроение моей мамы, может быть её проблемы, это может
быть её непонимание того, насколько важно общение с отцом, с её
супругом. Это может быть все, что угодно, но ребенок не может
абстрагироваться от этого. И воспринимает это в прямой связи с самим
собой. Если на меня сердятся – значит, я плохой. И второе – если на меня
сердятся сейчас, и не любят сейчас, значит сейчас, пока сердятся, я
чувствую, что меня больше никогда не будут любить, и всегда будут на
меня ругаться.
На таком, словесном уровне, как рассуждения, оно
звучит довольно странно. Но в природе ребенка, без обдумывания, без
такого анализа, это происходит автоматически и влияет на его поведение и
его состояние. Поэтому часто родители недооценивают внутренней силы
переживания, эмоций, в связи с тем, что нету вот этой вот защиты,
понимания ситуации через разум. Он оказывается полностью незащищенным
перед своим собственным восприятием трагичности ситуации. И поэтому
эмоционально дети реагируют на это в нашем понимании очень неадекватно.
Нам кажется «что за истерики?», мама просто вышла к соседке на 15 минут,
что ты стоишь в кровати и орешь как резанная?». То есть родители в этот
момент оперируют к своему ребенку как к взрослому человеку. Но, дети с
небес… надо помнить, что эти живые существа совершенно имеют другую
природу, хотя они во многом ведут себя также как мы - они ходят, они
говорят, они иногда говорят очень мудрые, глубокие вещи. Но, тем не
менее, психическая природа отличается. Ведическая медицина – аюрведа,
она предостерегает человека от того, чтобы применять принципы лечения,
принципы определения причин болезней, симптоматики болезни, не
переносить их сферы, касающихся взрослых людей, взрослых тел на детей. Точно также, в сфере психики очень трудно, точнее очень опасно проводить такие аналогии, потому что человек может прийти к неправильным заключениям и, в результате, к разрушительным для психики ребенка действиям.
Р.А.Нарушевич
Комментарии
Отправить комментарий