Этапы воспитания ребенка по ведам. Страх или свобода?
Первый этап до пяти лет, ребенок царь, с пяти до 14 лет – солдат, и с 14 – он друг.Но дело в том, что есть определенные проблемы с восприятием этого термина «солдат» - дело в том, что мы читаем тексты, которые основаны на древних ведических писаниях, но реагируем на эти слова, согласно своему текущему опыту и большинство мужчин, которые слышат о том, что ребенок с пяти до 14 лет «солдат», вспоминают свой опыт службы в рядах советской армии. Опыт, который может быть и можно было бы назвать школой жизни, но однозначно нельзя никак переносить на платформу знания, которое связано с воспитанием детей. Потому что сама структура, социальная структура, общественная структура, воспитание, политика, пропаганда, в основе своей имели – страх и имеют до сих пор. Страх и насилие, подавление личности. Также как и в мире, социальные структуры делятся на две категории, это те, которые подавляют личности и те, которые дают полную свободу личности, это то, что называем демократическим обществом.
Точно такая же дилемма и вытекающие из этого проблемы возникли, во взглядах на воспитание детей. Часть родителей в мире до сих пор придерживаются идеи о строгом воспитании, часть родителей, которые сами пережили ужасы этого строго воспитания, ратуют за демократическое воспитание, либеральное воспитание. Но оказывается, что эти две крайности приводят к одному и тому же результату, и особенно это видно сейчас, на примере любого из детей, которые рождаются сейчас в наших семьях.


И если насилие над ними является тем, что мешает им развиваться, то, парадоксально, но оказывается, что полная свобода, которая дается детям, также приводит к тому, что они не могут развиваться как личности. В чем здесь секрет? Веды говорят в том, что живому существу, которое приходят сюда в этот мир, приходится сталкиваться с тройственными страданиями. Это страдания, причиняемыми внешними условиями, природными явлениями, страдания, причиняемые другими живыми существами, и страдания, которые причиняют собственный ум и тело, собственные привычки с прошлой жизни, какие-то импринты, даже собственный страх, может быть таким вот видом страдания, который человек несет из прошлой жизни.
В этой жизни у него может не быть никаких оснований бояться определенных условий или определенных людей, но, тем не менее, его развитие заторможено, потому что этот страх реален для него, поскольку он несет его в себе, в сфере своего, своей эмоциональной памяти, глубинной эмоциональной памяти, которая хранит не столько впечатления прошлой жизни в форме картинок, место, имен, лиц, сколько в форме эмоциональных переживаний, поэтому очень часто ребенок может переживать также как и взрослый.
Таким образом, дети, которые приходят сейчас, они обладают большей чувствительностью, и они застают нас врасплох, потому что эти дети вынуждают нас стать людьми, готовыми переживать полный спектр эмоций, т.е. стать живым человеком, и этот этап переживания полного спектра эмоций, в том числе и негативных эмоций называется этапом очищения или этапом Анактха-неврити в ведической философии. Таким образом, главный конфликт, который возникает на сегодняшний день, это адаптация родителей. Это приводит к тому, что мы иногда пытаемся защитить от тех вещей, которые больше им не угрожают, с другой стороны мы иногда не даем возможность им развиваться в тех сферах, в которых они могли бы развиться просто потому, что эти сферы нам до сих пор были не известны. Как я уже говорил, тройственные страдание, которые причиняют, с которыми сталкивается живое существо, они по сути мешают, могут мешать его духовному развитию, при условии что он не получает должной эмоциональный, духовный, человеческой поддержки. Родители не могут оградить своих детей от тех испытаний, тех вызовов, тех препятствий, с которыми они сталкиваются, в своей жизни и должны преодолеть их. Для того чтобы просто вырасти эмоционально и духовно полными личностями.
Итак, дети не могут научиться прощать, если рядом нет никого, кто совершал бы перед ними ошибку. Нельзя научиться прощать, если все вокруг безупречны. Второе – дети не могут развить терпение, если все происходит именно так как они хотят. Дети не могут научиться принимать свое собственное несовершенство, если все вокруг совершенно, дети также не могут научиться сотрудничать, если все происходит так, как они хотят, по их плану. Очень трудно ребенку научиться творчеству - находить решения, которые были бы новыми, которые были бы выше, сильнее, красивее тех опций, которые предлагает судьба и обстоятельства или другие люди. Если все делается за них, если эти решения, принимают родители, если они обустраивают так, что все было безоблачно и благополучно для ребенка.
Дети не могут научиться состраданию и уважению, если они сами никогда не чувствовали боли и потери. Речь не идет о том, чтобы причинять боль. Материальный мир так или иначе предлагает человеку определенные опасности и ребенок сталкивается с самых первых своих шагов с болью и какими-то потерями. И роль родителей просто понять, что оградить от этого полностью его нельзя, и единственное, что мы можем – это дать возможность правильно реагировать на те препятствия, на те вызовы, на те проблемы, который представляет этот мир.
И дети не могут научиться смелости и оптимизму, если они никогда не сталкивались с какими-то несчастьями, каким-то сложными ситуациями. Как родители мы, конечно, хотим оградить от них, но так или иначе, ребенок, он или она, оказывается, в среде или условиях, где покровительство родителей не имеет силы. Ребенок не может научиться настойчивости и силе, если все в его жизни происходит легко. Он не может научиться самоисправлению, т.е. рациональному подходу к своим ошибкам, если он никогда в жизни не испытывал трудности, неудачи, и не совершал ошибок. И так же ребенку будет очень трудно развить самодостаточность, т.е. внутреннюю уверенность в себе, и в том, что при любых обстоятельствах, я могу сохранять человеческое достоинство и духовные качества, не деградируя.
Р.А.Нарушевич

 

Комментарии