Либеральное или жесткое воспитание?
Если с одной стороны мы применяем более жесткие меры воспитания на основе запугивания и ограничения ребенка и подавления его воли, то в этом смысле вместо того, чтобы дать поддержку и силы, правильно относится к тому, что происходит с ним в этой жизни в связи с тройственными страданиями, мы просто становимся одним из видов страданий – страдания, причиняемые другими живыми существами. Только в категорию этих других живых существ в этом случае попадают сами родители. Если же мы решаем, что мы в состоянии оградить ребенка от агрессивных одноклассников, злых мальчишек во дворе... комаров, собак и так далее. Но при этом не можем даже оградить от самих себя, считая, что это будет очень большим благом... То нас может ожидать очень неприятный сюрприз.

Создать необходимые условия, чтобы защитить ребенка от проблем, причиняемых внешними силами природы, то есть, когда оплачены счета за отопления, когда есть чистая светлая комната, когда в холодильнике всегда есть что-то пожевать. При этом мы оградили от любого давления неблагоприятного извне других людей, других живых существ, нам может показаться, что это демократическое воспитание. «Создать все условия» – это достаточно распространенная картина в западных семьях, в благополучных семьях.
Созданы материальные условия и ребенок защищен от того, чтобы его терроризировали жестким воспитанием, таким, которым подвергались мы. Но, есть еще один маленький нюанс, есть еще третий вид страданий – и в этом случае, в случае либерального воспитания, ребенок оказывает полностью не защищенным от страданий, причиняемых собственным умом, собственной природой. Именно поэтому, наверное, есть поговорка, которую чаще всего как раз используют педагоги и люди, занятые на протяжении уже может десятилетий и столетий вопросами воспитания детей, которая гласит – «праздный ум – мастерская дьявола». Поэтому секрет позитивного родительства состоит в том, чтобы не пытаясь оградить ребенка от этих трех видов проблем, с которыми он сталкивается, (так же когда мы когда-то сталкивались, и до сих пор сталкиваемся) просто прикрыть его, защитить его в той степени, в какой это поможет ему выиграть время, для того чтобы при нашем участии, нашей поддержке помочь ему развить те духовные и эмоциональные силы, те духовные качества, которые могли бы превратить эти препятствия, эти испытания, которые встали перед ребенком в жизни, превратили его позже в инструменты самосовершенствования, инструменты развития, инструменты достижения тех целей, ради которых многие из детей пришли.
Поэтому мы говорим как раз об этом, об этой золотой середине воспитания детей и формула основная, как построения этого воспитания или этого позитивного родительства состоит из пяти ингредиентов, пяти элементов.
Первое – это ты можешь быть другим, или ты можешь отличаться от других.
Второе – ты можешь совершать ошибки.
Третье – ты можешь выражать негативные эмоции.
Четвертое – ты можешь хотеть большего.
И пятое – ты можешь сказать «нет», но последнее слово всегда за отцом и матерью.
Р.А.Нарушевич

Комментарии