Причины непослушания ребенка.
Первая причина непослушания – это то, что ребенок не получает то, в чем нуждается. Вторая достаточно серьезная, глубокая причина – это то, что родители не умеют справляться с проявлением негативных эмоций детей. И не умея справляться с этими проявлениями негативных эмоций родители косвенно провоцируют детей концентрироваться на негативном. В результате чего дети ведут себя еще хуже. Мы, как взрослые, по-другому воспринимаем мир, как эмоционально, так и физически. Поэтому то, что на данный момент для нас может выглядеть благополучным, благоприятным, комфортным, для ребенка может совсем не быть таким, в силу просто его большей чувствительности, его большей утомляемости, отсутствия такой физической силы, как у нас.


Так или иначе, но, к сожалению, это происходит, происходит по вполне понятным причинам, главная из которых является влияние эгоизма. То есть когда я считаю, что если я могу, например, терпеть жажду, то ребенок тоже может дотерпеть до дома. Если я устал, то ребенок тоже… но при этом нахожу силы двигаться, он тоже должен перестать капризничать и спокойно, смиренно шагать рядом со мной.
Итак, первое – ребенок глубоко чем-то разочарован или расстроен и хочет поговорить и найти понимание, но у вас нет времени. Одна из очень серьезных причин, потому что естественный ход эмоций, движений негативных эмоций в семье направлен от того, кто находится под защитой к тому, кто защищает, к тому, кто опекает. То есть от детей к матери, от матери к отцу, от отца к старшему другу, старшему родителю, главе семье или к священнику.
Поэтому естественной склонностью или результатом естественной склонности избавиться от давящих на сознание ребенка, беспокоящих его негативных эмоций является желание с кем-то их обсудить. И мы не можем предложить тот же самый набор опций ребенку, что и взрослому человеку. Он вряд ли пойдет к психотерапевту, он вряд ли будет исповедоваться священнику. Единственной возможностью для него является рассказать все самому близкому человеку – маме или отцу, поэтому мы порой недооцениваем роль или важность времени, отводимому, чтобы просто поговорить с ребенком, чтобы задать правильные вопросы. В этом смысле нужно принимать во внимание разницу в психике девочек и мальчиков, потому что мы знаем, что если приходит домой сын и его спросить «как дела в школе», то в ответ мы скорее всего услышим одно – два слова типа «ничего», «нормально», «да все в порядке». В то время как девочки чувствуют большую заботу, большую опеку, большую заинтересованность и если им задают много вопросов, и дают тем самым описать в деталях, подробно, с нюансами и эмоциональными переживаниями, то есть окрашивают эмоциями свой рассказ, то, что происходило в школе.
Вторая причина – ребенок просто устал физически, и должен прилечь, и должен отдохнуть. Из-за того, что часто наш режим жизни хаотичен, и неупорядочен, у нас самих, как у родителей. То мы, считаем, что ребенок должен тогда делать то, что мы хотим, когда мы, можем это контролировать. Например, ты должен делать уроки, потому что через полчаса я уезжаю, мне надо отвезти бабушку в поликлинику, или машину отвезти в автосервис, или сделать покупки или что бы то ни было, поэтому сейчас нечего отдыхать – садись делать уроки, отдохнешь потом. Третья причина, которая, опять-таки не покажется вам открытием или чем-то особенным, это ребенок просто возможно проголодался, его надо покормить. В силу природы детей, разнице в природе детей, некоторые дети гораздо более болезненно переносят голод, чем другие и часто даже небольшая задержка в том, чтобы получить пищу у ребенка может вызывать сильный дискомфорт. Поэтому то, что мы легко переносим голод, не означает, что наш ребенок должен делать тоже самое или то, что мы должны его обучить этому.
Разница влияния различных элементов природы огня, воды, воздуха, эфира, которая подробно описана в трактатах по ведической медицине – аюрведе, доказывают, что то, что для одного человека не является никакой проблемой, для другого может быть угрозой его эмоциональному, может быть даже физическому благополучию и здоровью. Следующая причина, четвертая – ребенок просто не знает, что будет дальше или что впереди, поэтому его надо более тщательно подготовить. Это в большей степени касается детей рецептивного типа, то есть, детей, в психике которых более ярко проявлено влияние элемента земли. Факт того, что дети слышат от родителей, можно сказать четкую программу того, что будет происходить в ближайшее время, создает определенный внутренний комфорт, который позволяет им почувствовать желание сотрудничать с родителями. То есть кто-то отвечает за то, что будет происходить в доме, в семье, в ближайшее время.
Еще одна причина, достаточно серьезная, ребенок не знает какие условия или правила того, что нужно сделать и чего вы от него ожидаете. Если ребенок не знает какие условия или правила того, что сейчас он должен сделать и чего вы от него ожидаете – это тоже создает определенные сопротивления с его стороны. В общем-то, мы как взрослые мало чем в этом смысле от наших детей отличаемся. Следующая причина – непослушания, нежелания ребенка сотрудничать, это то, что он просто переутомлен информацией – телевизором, покупками, толпой, слишком много съел сладкого – это тоже информации для чувств, информации для чувства вкуса, или слишком много было для него занятий – ребенок был в школе, затем он был в секции, затем он был в кружке. Теперь он должен прийти и вы просите его что-то сделать. Физически может быть, это здоровый счастливый ребенок, но эмоционально на этот момент, просто его чувства не могут прийти в соприкосновение, настроиться на волну того, о чем вы его просите. Неспособность следовать родителям в силу перегруженности информации, больше присуще детям коммуникативного типа.
И, наконец, последний пункт – ребенок чем-то обеспокоен, глубоко чем-то обеспокоен, о чем он хочет поговорить или в чем-то нужна помощь. Может быть, у него что-то болит, или может быть, кто-то обидел его в школе. Гораздо в большей степени это необходимо детям, имеющим сенситивную природу, то есть природу психики, связанную больше с элементом воды, более восприимчивым, более эмоциональным.
Р.А.Нарушевич

Комментарии