Что выберем: ценности или ребенка?
Однажды я пришла домой с родительского собрания, наслушавшись, как это обычно бывало, всяких неприятных слов о дочери, которая училась довольно плохо: на уроках болтает, сочинение не сдано, по алгебре двойка… Летела домой, как огнедышащий дракон: ну я ей покажу, ну я ей покажу; я заставлю ее почувствовать, как мне было больно, как мне за нее все время приходится краснеть…

 

Дома я нашла очень идеально прибранную квартиру, а в ней - маленькую, съеженную, совершенно белую от страха девочку с посиневшими губами. Почему-то эти посиневшие губы меня совершенно доконали. Никакие двойки, никакие несданные сочинения не стоят того, чтобы ребенок боялся моей грозной материнской справедливости до самого буквального посинения.
Месть ребенку за свою боль и свой стыд – не лучший советчик. Наказание – не лучшее воспитание. Кризисная ситуация, в которую попал ребенок, - это не конец света, а возможность чему-то научиться. Она прожектором высвечивает области, где нам надо как следует поработать. Вместо этого мы судим детей и выносим себе и им безжалостные приговоры: я - плохая мать, я вырастила негодяя, мой сын – патологический лжец… ну и так далее.
Но ведь наши дети - это еще не сформировавшиеся патологические лжецы и негодяи. Они растут и меняются: сегодня такие, завтра другие. Они учатся, в том числе и на своих ошибках. И наша задача – учить их, а не судить их, не выносить приговоров ни себе, ни ребенку. Помогать им анализировать ошибки, а не наказывать за них. Судит и наказывает пусть Господь. А наше дело – быть рядом и поддерживать там, где ребенок сам еще не тянет, не справляется с требованиями общества.
Наша вера – вера милосердная. Это мы должны учить ребенка опыту покаяния, примирения, прощения. Ведь наши отношения с ним – модель его отношений с Богом; откуда ему взять понимание, что он нужен Богу, ценен для него, что Отец его всегда примет, как блудного сына, если родные мама с папой станут чуть что – отворачиваться? Из этого ощущения – собственной вины, никчемности, несостоятельности и ненужности – растет страшное взрослое чувство экзистенциального одиночества, полной богооставленности. И самые страшные, самые непоправимые ошибки совершаются в этом состоянии вины и ненужности.
Патриарх Алексий II написал однажды слова, из которых уже сделали пословицу: «Выше закона может быть только любовь, выше права - лишь милость и выше справедливости - лишь прощение». Об этом стоит помнить, когда дети в очередной раз выбивают нас из колеи.
ЛУКЬЯНОВА Ирина
www.foma.ru/chto-vyiberem-czennosti-ili-rebenka.html

Комментарии

Популярные сообщения