«Существует причина, почему ты здесь».
Для ребенка причина нахождения здесь может быть выражена в простых, повседневных понятиях, например:
Что для меня имеет значение сегодня?
Какой талант я в себе обнаружил?
Что пришло ко мне — подарок, урок, прекрасное переживание, — что заставило меня почувствовать себя особенным?
Что сделал я для того, чтобы заставить почувствовать себя особенным кого-то еще?
Все это простые вариации одного и того же главного вопроса: для чего я существую? Все мы, будучи детьми, задавали этот вопрос и перестали его задавать только потому, что почувствовали: у наших родителей и учителей на самом деле нет на него ответа.



Ребенок, которого не научили находить смысл простым путем, однажды попытается найти свое назначение в жизни при куда более сложных обстоятельствах. Обычно мы откладываем этот поиск на конец своего второго или начало третьего десятилетия, а иногда и на более зрелый возраст, которые, к сожалению, являются самыми бурными этапами личного развития.
Понятие «смысла жизни» начинают путать с открытым неповиновением и «американскими горками» эмоций, что типично для позднего отрочества, или с растущим осознанием своей смертности, которое приходит в средние годы.
В школе мы пытаемся вести борьбу с идеями великих религиозных учителей и философов. Нас поглощают споры о том, имеет ли вообще наше существование смысл. (Я думаю, любой, кто разменял шестой десяток, с трудом отождествляет себя с тем человеком, который вел всю эту борьбу.)
Но ребенка, которому в возрасте трех-четырех лет объяснили, что существует причина, зачем он здесь, ждет совсем другое будущее. Такой ребенок будет воспринимать поиск смысла жизни как вполне естественное занятие, как духовный эквивалент изучения алфавита. Он не будет годами откладывать это занятие, внутреннее смятение не будет доводить его до отчаяния.
Вопрос «Зачем я здесь?» не должен становиться ужасным экзистенциальным вопросом. Это наиболее радостное исследование, которое может быть предпринято человеком, и мы окажем своим детям огромную услугу, представив его именно таким. Ребенка, который уделит внимание хотя бы этому одному принципу, ждет куда более богатая жизнь — более успешная жизнь, — чем бесчисленных взрослых, для которых понятия «дух» и «Бог» навсегда остались в мире абстракций.
Настоящий духовный рост изменяет человека самым парадоксальным образом. Он дает понимание, сохраняя в то же время невинность. Будучи родителями, мы слишком сильно поддаемся соблазну держаться на расстоянии от детей. Мы это делаем потому, что, как нам кажется, мы больше знаем о жизни, тогда как в действительности мы обычно просто больше испытали. Мы стараемся извлечь пользу из того, что знаем правила и избегаем наказаний, прячем свои слабости, чтобы продемонстрировать силу, и никогда не позволяем соскользнуть со своего лица маске неуязвимости. Нет лучше рецепта разрушить детскую невинность, чем разрушить свою собственную.
Вы каждый день рождаетесь заново. Вы — получатель переживаний, которые никогда не перестают рождать восторг и удивление.
Существует только одно духовное отличие невинности ребенка от невинности взрослого: невинность взрослых — это невинность с пониманием, и это именно то, чем мы должны поделиться, сохраняя чистыми и свежими те качества, которые приходят вместе с настоящим знанием.
Дипак Чопра, отрывок из книги "Семь духовных законов успеха для родителей"

Комментарии