Вы – создатель «гуманной педагогики». Значит, Вы признаёте, что наша педагогика не всегда гуманна к ребёнку?
Отвечает Ш.А.Амонашвили:
Не только я. Это реальное состояние дел. Недавно вышёл 2-ой том Новой российской энциклопедии. И там впервые отразилось такое понятие как «авторитарная педагогика». Раньше этого понятия не было. В энциклопедии говорится, что авторитарную педагогику (которая, кстати, сейчас бытует почти во всех школах) можно применять только в колониях, и то с оговорками. Такой педагогике может противостоять только гуманная педагогика.

Чем они отличаются друг от друга?


Отличаются как чёрное от белого. Гуманная педагогика призывает ребёнка, через сочувствие, помощь, сопереживание, самому идти к своей судьбе. Авторитарная педагогика принуждает к этому. Она тоже имеет цель – дать что-то прекрасное ребёнку. Но — путём принуждения, приказов, отметок, давления, строгости. Гуманная педагогика вовлекает ребёнка в процесс становления самого себя. Это более сложный процесс, конечно.

Согласитесь, в школе существуют стандарты: урок – домашнее задание – проверка сделанного. Получается такой образовательный конвейер. Как на этом конвейере найти путь к каждому ребёнку?

Стандарты, во-первых, существуют в отношении знаний. Это политика государства, это должно быть. Хотя само слово – «стандарт» – плохое. Стандарты должны существовать, но они разработаны для учителя-троечника. Для такого, который только что закончил педколледж и должен давать знания ребёнку. Какие это знания? Высшие – он сам не потянет (ребёнок – да, а вот он сам – не тянет). Так вот, стандарты строятся на уровне образованности учителя, а ребёнок способен на большее.

Мы («гуманные» педагоги) тоже ищем подходы к ребёнку. Но не через давление. Понимаете, ребёнок имеет страсть к развитию, к взрослению и свободе. Если я, учитель, пойму ребёнка с его страстями и буду ему в этом помогать, я – гуманный учитель для него. Он меня примет и пойдёт за мной. Если я не пойму его с его страстями, и буду только оценивать ребёнка: знает – не знает, запоминает – не запоминает, то он никогда меня любить не будет. Дети, от 1 до 11 класса, любят тех учителей, которые их понимают. Мы хотим облагораживать учителя. Не просто давать технологии, а сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, возвысить учителя в его благородстве, дать ему понять, что он несёт высочайшую ответственность перед, если хотите, Творцом.

Вы такое серьёзное значение придаёте личности учителя. Где найти такого учителя?

Их действительно мало. Если среди всех учителей, с которыми я встречаюсь, хотя бы 5 – 8 процентов задумается, что что-то можно изменить, за одним учителем ведь сотни детей стоят. Многие учителя ждут поддержки, им нужно просто руку подать, улыбнуться, сказать что-то ободряющее. Если так сделать, то многие учителя как дети, охотно идут за этой новизной.

Учителю тоже нужен учитель…

Конечно!!! Без учителя человек – пропащий. Выстраивается иерархия: я – учитель, но и сам ищу учителя, я сам ученик.

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.

Кто ещё были Ваши учителя?

Они разные. Например, Иисус Христос, думаю, могу назвать его своим Духовным Учителем.

Варвара Вардиашвили, учительница литературы. Её, конечно, уже нет в живых, но она до сих пор – мой Учитель.

Маленькая Леночка, которая на уроке заплакала, заорала, что не любит математику. Сказала мне: «Зачем тебе красные чернила?», после чего я убрал их из своей жизни и жизни своих учеников.

Восток говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя — Учитель».


Комментарии

Популярные сообщения