Миф четвёртый: "За каждый проступок ребёнок обязательно должен быть наказан".
Не секрет, что часто ребёнок не осознаёт, за что его наказывают. То есть не считает своё действие плохим, для кого-то вредным. Имеет смысл выяснить это, рассказав ребёнку о возможных последствиях его поступка. Достаточно окажется в заключение сказать: "Больше так не делай, ладно?" - и наказания-то никакого не потребуется.
А если он нарочно, "назло" повторяет то, что его просили не делать? Тут тоже наказание бессмысленно. Причина лежит дальше: ребёнок переутомлён, обижен, ему не хватает вашего внимания или, наоборот, хочется побыть одному. Уложите его отдохнуть да почитайте сказку - и опять вроде и незачем ставить в угол.
 
 

А вот, казалось бы, очевидное безобразие - ребёнок говорит: "Мама, ты плохая!" Сейчас же наказать его за оскорбление личности? Мне по душе другие варианты. Например: "А ты у меня всё равно хороший!" Или: "Нет, я хорошая! Вон какой вкусный суп сварила, и всё перестирала, и даже игрушки тебе помогла убрать!" И, наконец, разве не любопытно узнать, почему он так решил?
Малыш, подрастая, меняет своё поведение. Вот он категорически требует: "Я сам!" Через год мучает вас бесконечными и, на ваш взгляд, часто бессмысленными "почему?" В следующей "возрастной категории" впадает в отрицание всё и вся. Такое поведение, конечно, может утомлять родителей до раздражения. Но наказывать за это - всё равно что поставить малыша в угол за то, что он не выговаривает "р" или не умеет, скажем, водить машину. Потерпите - и эти неудобства пройдут, как прошла, например, необходимость без конца менять пелёнки.
Мы наказываем ребёнка из лучших побуждений - "чтобы вырос хорошим человеком". Увлекаясь, забываем, что он и сейчас человек, и, между прочим, хороший.
Татьяна Николаева.

Комментарии

Популярные сообщения